«Андрей Мыльников: выставка к 100-летию художника»



22 февраля 2019 года в 15.00 в Парадных залах Научно–исследовательского музея Российской академии художеств открывается выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Андрея Мыльникова, выдающегося художника, одного из ярких и ключевых представителей русской реалистической школы второй половины ХХ века.

После открытия выставки, в 17.00 состоится премьера документального фильма об А.А. Мыльникове «У времени в плену. Эпоха Мыльникова». Автор - Анна Фрадкина, режиссер - Игорь Мосин.

На выставке будут представлено свыше 160 работ, зритель сможет проследить весь творческий путь мастера. Художественное наследие Андрея Мыльникова огромно, оно включает монументальные росписи, панно, мозаики, эпические картины, портреты, натюрморты, пейзажи, скульптуры и графические произведения. В своем творчестве он достаточно рано отказывается от соцреалистических канонов, принятых в его время, и создает свой уникальный художественный стиль под влиянием примеров классического мирового искусства, что ставит его фигуру особняком и выделяет среди других художников своего времени. Как преподаватель А. Мыльников внес огромный вклад в развитие художественного образования и подготовил более 500 учеников, чем, фактически, определил направление развития Российской академии художеств. Академик, вице-президент Российской академии художеств, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России, руководитель мастерской монументальной живописи, заведующий в течении многих лет кафедрой живописи и композиции, Председатель Санкт-Петербургского отделения Советского фонда культуры – вот далеко неполный перечень должностей и наград А. Мыльникова.

Фильм «У времени в плену. Эпоха Мыльникова» основывается на личных признаниях и воспоминаниях мастера, которые он много лет описывал в своих дневниках. Эти уникальные записи, сквозь которые проступает вся советская эпоха и путь творца, которому удается преодолеть ее рамки. Дочь А.А. Мыльникова, художник Вера Мыльникова, приступила к изучению этих дневников впервые вместе с авторами фильма. Кроме размышлений самого художника, в фильме звучат мнения его друзей и известных деятелей культуры, учеников, специалистов в области изобразительного искусства - З. Церетели, В.Гусева, А. Золотова, Г.Григоровича, М.Шемякина и других. Выставка продлится до 17 марта 2019 года.

тел. 323-35-78; 323-64-96

Вера Мыльникова, моб. телефон: +7(921)3632020

______________________________________________________________

Биография А.А. Мыльникова



Андрей Андреевич Мыльников родился в Покровске. Его отец Андрей Константинович Мыльников, инженер-строитель, начальник Тамбовских вагоностроительных мастерских, расстрелянный большевиками в 1918 году, так и не увидел сына. Мать Вера Николаевна Мыльникова (в девичестве Ухина), происходившая из состоятельной семьи поволжского купечества, была вынуждена растить сына одна. В 1930 году, потеряв работу, она уехала с сыном в Москву, а потом в Ленинград. С ранних лет он проявляет тягу к творчеству и занимается в художественной студии, где ему удается встретиться с К.С. Петровым-Водкиным.
В 1937 году он поступает в Академию художеств на архитектурный факультет, а позже переводится на факультет живописи. В годы Великой Отечественной войны Мыльников вступает в Народное ополчение и участвует в обороне блокадного Ленинграда. В феврале 1942 года в последней стадии дистрофии его эвакуируют в Самарканд.

После возвращения из эвакуации в 1944 А. Мыльников приступает к дипломной монументальной работе «Клятва балтийцев» (1946), которая посвящена судьбе героев-моряков, павших в годы войны. Тема героического реквиема была подсказана художнику самой жизнью. Работа была высоко оценена критиками и обществом, на ее защите И. Э. Грабарь сравнил дипломную работу Мыльникова с дипломной работой И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира» (сам Грабарь являлся учеником Репина).

Вскоре после защиты диплома Мыльников приступает к работе над картиной «На мирных полях» (1950). Это полотно стало эпическим гимном труду, свету и красоте цветущей земли. На смену трагедии пришла яркая и солнечная драматургия. В 1951 работа была удостоена Государственной премии СССР.

Пятидесятые и начало шестидесятых годов – период наиболее активной работы художника в области монументально-декоративной живописи. За это время им выполнено более десяти крупных проектов, среди которых наибольшее признание принесли ему: мозаичное панно «Изобилие» для станции ленинградского метрополитена «Владимирская» (1957) и жесткий занавес с изображением В. И. Ленина для дворца съездов в Москве (1961), который впоследствии стал наиболее известным и тиражируемым изображением Ленина во всем мире. Мыльников при этом никогда не был членом партии.

Одновременно с созданием монументальных произведений Мыльников активно работает в разнообразных живописных жанрах. Он пишет своих друзей и одновременно ярких представителей культуры своего времени. Среди них можно выделить «Портет П. Качальского» (1958), «Портрет скульптора С.Т. Коненкова» (1970), «Портрет М. Дудина» (1973). Однако наибольшую известность ему принесли женские портреты близких ему людей. Как правило, это люди, к которым он относится с особой нежностью. Портреты матери Веры Николаевны, жены, известной балерины, Ариши Пестовой, дочери Веры и внучки Даши. Он пишет их многократно, находя в этих женщинах каждый раз неуловимое очарование. Среди большой галереи этих портретов можно выделить «Портрет матери художника» (1947); портреты жены: «Ариша» (1951)», «За завтраком» (1958) , «Белая ночь» (1963); портреты дочери различных годов: «Верочка» (1955), (1963), (1966); портрет внучки: «Даша. (Принцесса)» (1979).

Художник уделяет особое внимание женскому образу и создает целый цикл картин, где стремится раскрыть его поэтическую красоту. Среди них «Материнство» (1966), «Сестры» (1967), «Лето» (1969), «У озера» (1969), «Сон» (1969), «Утро» (1972). В этих работах пластическая цельность композиции достигается созданием особой символической среды, в которой плоскости и объемы становятся равноправными участниками действия.

Мыльников создает огромное количество полотен с обнаженной натурой, которая является для него скорее не выражением эротизма, а попыткой воспроизвести высший идеал духовной красоты. Сам автор пишет: «Я много писал обнаженную модель… Я продолжаю работать над этой темой. Мне хочется создать, нечто такое, что полнее выражало бы мои мысли и чувства. И чтобы это не была просто модель. Мне хочется шагнуть непосредственно от модели к чему-то такому, что с юношеских лет сохраняется в глубине души, как представление о прекрасном».

Пейзажи Мыльникова, написанные в разные годы, несут в себе не просто любование природой, а все тот же поиск собственного выразительного языка. Для него важно найти в природе адекватный отклик на внутренние процессы, происходящие в его душе. Такие известные пейзажи как «Встреча в Петровском» (1970), «Весна» (1972), «Остров» (1975), «Весна» (1977), «Пейзаж» (1977), «Весенний вечер» (1980), «Гроза» (1980), «Деревья в снегу» (1984) и другие – это примеры неразрывного тонкого взаимодействия природы и художника. Картина «Тишина» (1987) – одно из самых лиричных произведений художника, в котором пейзаж и персонажи, лежащие у стога девушка и юноша, составляют единую мелодию, тихую песнь вечной красоте.

Знаковой картиной зрелого периода в творчестве художника является картина «Прощание» (1975). Сам художник так объясняет свою картину: «О чем она? О Родине, о матери, которая для меня неразделима с Родиной, о трудностях, которые выпали на долю, тяжкую долю моего народа в период Великой Отечественной войны. О неоплаченном долге перед нашими матерями, даровавшими нам жизнь, освятившими своей любовью».

Мыльников часто ездит в зарубежные страны. Он неоднократно бывает в Италии и в Китае, знакомится с искусством Японии, Египта, Венгрии, Голландии, Франции, ГДР, Соединенных штатов Америки и других стран мира. Так, сильнейшее впечатление на художника произвели испанские мастера, которых он видел в Мадриде, Толедо и других городах. Старая и новая культура этой страны поразила Мыльникова, и по возвращении на родину он исполнил триптих, посвященный Гарсиа Лорке. «Испанский триптих» (1979), включающий: «Распятие», «Корриду», «Смерть Гарсиа Лорки», считается вершиной творческого наследия автора. В этой работе, ставшей яркой вехой в истории отечественной живописи, с особой остротой и темпераментом раскрываются вечные темы: жизни и смерти, предательства и любви, телесного страдания и духовного возрождения. Как утверждает сам художник, работая над триптихом, он думал о расстреле своего отца.

В поздний период своего творчества, не теряя интерес к излюбленным жанровым мотивам, художник не перестает находиться в глубоком духовном поиске и пишет несколько знаковых работ на религиозную тему, в которых его философские идеи раскрываются с особым драматизмом. В 1995 он пишет «Распятие», где его волнует идея трагического искупления. С 1998 по 2000 год создает картину «Пьета», в которой сдержанная холодная гамма позволяет зрителю почувствовать глубину идеи о покаянии и всепрощении.

Произведения художника находятся в крупнейших собраниях России - Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее современного искусства в Москве, галерее З. К. Церетели, Музее Академии художеств, Смоленской картинной галерее, Дрезденской картинной галерее, Музее Людвига в Кельне, и других музеях и частных собраниях в Германии, Китае, Испании, Франции, Японии, Тайване, США. Большая коллекция работ автора находится в Шанхайском музее живописи имени А. А. Мыльникова.